В 2005 году открыта международная совместная программа «ВАТЕЛЬ - РМАТ» (Франция-Россия). «ВАТЕЛЬ - РМАТ» - это качественное обучение в Москве по европейским программам и стандартам в соответствии с требованиями реального бизнеса.
В учебной программе «ВАТЕЛЬ-РМАТ» огромная роль уделяется практикам и стажировкам, большая часть из которых проходит за рубежом. Все студенты, начиная с первого курса, проходят длительные стажировки в лучших гостиничных, ресторанных и туристских комплексах России, Франции и других стран.
- По местам стажировок студентов, - рассказывает менеджер по стажировкам международной кафедры «ВАТЕЛЬ-РМАТ» Александра Жмурова, можно изучать географию не только Европы, но и таких экзотических уголков Земли, как Мальдивские и Сейшельские острова, Маврикий, Гуам, Сингапур и других. Но самое интересное - это впечатления самих студентов. С некоторыми из них мы и хотим познакомить наших читателей.
ПИСЬМО из ПАРИЖА
Студентка второго курса международной кафедры «ВАТЕЛЬ-РМАТ» Ирина Гнут была приглашена на стажировку в легендарную гостиницу Франции «Le Bristol Paris».
Название отеля «Le BRISTOL» выбрано не случайно. Свое имя он получил в честь популярного географа и путешественника XVIII столетия Фредерика Огюста Хервея, четвертого графа в роду де Бристолей, который был известен своим пристрастием к комфорту. Интерьеры отеля уникальны: антикварная мебель, хрусталь, персидские ковры, старинные гравюры и гобелены, коллекции картин великих мастеров. В гостинице находится гастрономический ресторан «Epicure», обладатель трех звезд гида «Мишлен». Очень модное и посещаемое место.
Готовясь к стажировке, Ирина понимала, насколько важно показать и высокий уровень подготовки, и знание языка, и максимально использовать предоставленную возможность. Проработав около месяца в ресторане «Epicure» гостиницы «Le Bristol Paris» Ирина прислала на кафедру письмо, в котором рассказала о своих впечатлениях о работе:
«...Первая неделя прошла просто прекрасно! Меня хорошо приняли, провели экскурсию по гостинице, подробно рассказали о ней. Обо мне каждый знает в ресторане, здороваются со мной и рассказывают о себе. На второй день работы я уже знала почти всё необходимое и без чьей-либо помощи могла работать самостоятельно. Менеджер Мистер Кайзер любезен со мной, старается мне помочь и корректно исправить ошибки. Я самая молодая здесь, в отеле очень мало стажеров, но, те, которых я встречала, уже окончили учебу. Работаю строго с 15:00 до 23:30, два выходных - суббота и воскресенье, а также не работаю в праздничные дни. Здесь очень строго с графиком работы и отдыха.
Но работа очень сложная. В ресторане бешеный темп, но я уже многому научилась. Самое сложное - это выучить меню. Оно достаточно большое и названия -сложные. А требуют в ресторане знание меню просто идеально, нужно знать все, в плоть до того, откуда укроп привозят, или какого происхождения листик, украшающий десерт, которого толком и не видно. Сижу каждый вечер, учу.... Да, а кроме меню нужно рассказать о винах, а их около 200, есть и другие алкогольные напитки. Головы не поднять!!!! 3 звезды Мишлен, все-таки. Если ты ложку уронишь в зале - «все хана». Всё - очень строго. Зато менеджер сказал, если я блестяще пройду практику у них в ресторане, он поговорит с менеджером ресторана в гостинице «Негреско» в Ницце (они родственники), вот так. А как вы знаете, туда практически невозможно попасть без хороших рекомендаций. Но я за учебу и буду очень стараться...»
ПИСЬМО с МАВРИКИЯ
Свою финальную стажировку после четвёртого курса студентка международной кафедры «ВАТЕЛЬ-РМАТ» Анна Чичёткина решила пройти в роскошной пятизвездочной гостинице «The St. Regis Mauritius Resort» на острове Маврикий, жемчужине Индийского океана.
«...Акклиматизация проходит без особых проблем, не в последнюю очередь, потому что Москва и Маврикий находятся в одном часовом поясе. Жилье - лучшее, что мне удавалось заполучить за все мои стажировки. Это небольшие апартаменты с полноценной кухней, ванной комнатой и двумя спальнями (я живу с китаянкой, которая также работает в отеле). В апартаментах также есть телевизор, кондиционер, гладильная доска и утюг, стиральная машина.
По заранее установленному расписанию здесь ходит транспорт гостиницы, который отвозит сотрудников на работу к началу каждой смены и развозит по домам по окончанию. Путь от жилья до гостиницы занимает 10-15 минут.
Команда довольно специфическая, но ко мне относятся с уважением и теплотой. Все мои коллеги говорят на французском и английском, но между собой общаются в основном на креольском, который мне пока еще несколько трудно понимать. Гостиница тоже довольно необычная и в корне отличается от гостиниц европейского типа, в которых мне удалось поработать раньше. Открылась она всего два с половиной года назад, а потому еще не работает в полную силу: здесь не хватает персонала и производственных мощностей, чтобы оказывать ожидаемый для пятизвездочного отеля группы Starwood уровень сервиса при загрузке более 80 процентов.
В гостинице есть тренинг-менеджер, который составил для меня план стажировки и ревностно следит за моими успехами.
Начиная с середины декабря, я сменила службу Дворецких на службу Приема и размещения. В праздничный сезон в гостинице было довольно большое количество русских и русскоговорящих гостей (в том числе из Украины, Казахстана и Латвии) - около 50-60 комнат из 172, так что мое присутствие на ресепшен было как нельзя кстати. Также по моей личной просьбе и по решению дирекции гостиницы мне был выдан корпоративный мобильный телефон, таким образом, сейчас любой службе намного проще и быстрее связаться со мной, если им нужна помощь с русскими гостями. Мне нравится то, что я имею возможность работать так, как сейчас это действительно очень ценный опыт...Ко мне регулярно обращаются за помощью и считаются с моим мнением, что, безусловно, мне приятно. В целом у меня хорошие отношения с моими коллегами, как с линейным персоналом, так и с супервайзерами, главами департаментов, менеджером курорта и генеральным менеджером.
Темой диплома я выбрала «Исследование факторов, влияющих на уровень удовлетворенности гостей (GEI - guest experience index) на примере отеля The St Regis Mauritius Resort». В связи с тем, что отель St Regis относится к изначально американской группе Starwood Hotels и большая часть терминологии идет на английском языке, я приняла решение писать диплом на английском языке, но защищать его на французском. Уже сейчас могу сказать, что в своей работе я поднимаю довольно большое количество проблем и описываю достаточное количество негативных ситуаций. Именно работа в этой гостинице помогла мне увидеть и понять многие скрытые проблемы и их причины, а также заставила думать над тем, какие есть выходы из сложившейся ситуации. За прошедший месяц я много общалась с менеджерами и персоналом. Поэтому на данный момент у меня набралось достаточно материала для диплома и многие первоначальные идеи сейчас приобрели завершенный вид.
ПИСЬМО из ЛИОНА
Студент третьего курса Богдан Протасов после успешного прохождения стажировки на горнолыжном курорте во Франции был приглашен директором гостиницы стажироваться не просто в гостинице, а в средневековом замке «Chateau de Bagnols». Замок был построен в XIII веке и до сих пор возвышается над знаменитыми виноградниками района Божоле, на юго-востоке Франции. История замка - это история разных владельцев, живших здесь, начиная со Средневековья и Ренессанса... Теперь это владение превратилось в шикарный пятизвездочный отель. Всего в замке 21 комната и 9 сьютов, оформленных с истинно королевским шиком: для создания интерьеров были использованы материалы лучших домов мод Франции, а также старинные кровати и полотна на стенах из личной коллекции хозяев замка. Каждая деталь была тщательно подобрана для создания неповторимой атмосферы роскошной жизни прошлых веков.
А вот что пишет наш стажёр: ...В Chateau de Bagnols сейчас самое горячее время, пик d'haute saison, так сказать. Гостей очень много, в течение месяца три приватизации отеля, свадьбы, эвенты, группы, конференции и т.д. К примеру, в настоящий момент мы уже превысили показатель Rack Revenue всего 2013 года на 48%! А впереди октябрь, который будет не менее богатым на события (ожидаем гала-прием на 400 гостей). За прошедшие пару месяцев мы уже видели достаточно много интересной публики: лорды и леди, бароны и баронессы, рыцари, члены королевской семьи с Ближнего востока, известные музыканты, послы, дипломаты и полномочные представители, и просто скромные бизнесмены на частных самолетах и вертолетах. Скучать и расслабляться определенно не приходится...
Сегодня я, как и планировалось, посетил школу Ватель в Лионе. Я очень впечатлен размахом и организацией: в школе учатся около 700 студентов. Два великолепно, по последнему слову техники, оснащенных учебных корпуса (старый - основной, и недавно построенный новый - где будут проходить обучение будущие обладатели магистерских дипломов). Имеется собственный гастрономический ресторан, кафе Vatel, и даже бутик гастрономической продукции! Все должности занимают профессора и студенты школы. А в целом всё это образует единую гармоничную экосистему практики и позволяет увидеть всю внутреннюю структуру и отработать все позиции, не отходя и 300 метров от самого учебного заведения. Я имел удовольствие встретиться и обстоятельно поговорить с директором Ватель Лион, которая была очень рада видеть студента из Ватель Москва и оказала мне очень теплый прием....
...Осенняя пора в замке Баньоль на удивление богата событиями. Несмотря на окончание высокого сезона, отель совершенно не испытывает недостатка в гостях. Мы закончили реконструкцию здания винодельни замка, где теперь расположился SPA-центр бренда "ESPA", крытый бассейн, сауна, фитнесс-зал и б новых комнат, выдержанных в стиле модерн\минимализм. Предвосхищая вопросы о целесообразности использования современных дизайнерских решений в шато XIII века, хочу заверить, что с апреля этого года было получено достаточно большое количество запросов именно на такие апартаменты, в связи с чем владелец Chateau de Bagnols принял решение о реновации в стиле, более отвечающем текущей эпохе...
... В ближайшие дни мы ожидаем еще одно мероприятие, которое хоть и немного уступает предыдущему по уровню, однако значительно превосходит размахом. В Chateau de Bagnols прибудут 400 человек: виноделы региона Божоле совместно с департаментом туризма региона Рона-Альпы готовят прием с целью продвижения вин и терруаров региона для профессионалов сферы гостеприимства, сомелье, энологов, оптовых и розничных поставщиков и просто неравнодушных к вину. Ожидается прибытие представителей всех крупнейших поставщиков вина в Европе, директоров департаментов туризма, представителей министерства сельского хозяйства Франции, журналистов и многих других...Возможно, в следующем письме я расскажу об этом подробнее. А пока хотелось бы передать привет всем студентам и преподавателям Ватель из замка Баньоль!