Лицензия Министерства образования РФ №1935 от 15.02.2016 г. | Свидетельство о Государственной аккредитации № 2196 от 22 августа 2016 г.
Миссия РМАТ | Миссия программы РМАТ для подготовки бакалавров менеджмента туризма по гостеприимству


Приемная комиссия
(495) 737-7155


Образование в РМАТ соответствует международным стандартам качества

Студенты МФ РМАТ приняли участие в работе международной конференции «Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы»

В ходе пленарного заседания участники Конференции обсудили стратегические вопросы развития отрасли. Первый заместитель руководителя Департамента национальной политики, межрегиональных связей туризма г.Москвы С.П. Шпилько отметил, что на данном этапе в сфере туризма все более востребованными становятся практические исследования, хотя и разработка теоретических проблем остается значимой. Основная сложность заключается в приеме нормативных документов по ряду причин практического свойства. Например, сложно оценить объемы и структуру въездных потоков в г.Москву, а именно эти показатели должны закладываться в основу градостроительства. Кроме того, при многочисленности исследований нет реальной классификации видов туризма. В этой связи имеются проблемы взаимоотношений с Министерством финансов и Минэкономики.

Академик РАО Н.Д. Никандров в своем выступлении коснулся связи туризма и образования и затронул философское содержание туризма. Что возможно посредством туризма? Это мирное существование и диалог культур. А что невозможно? Глобальная культура, поскольку такая выхолостит его содержание. Участников Конференции приветствовали представители Болгарии и Италии как государств, нацеленных на развитие туристических связей с Россией.

Ректор РМАТ Е.Н. Трофимов, сославшись на слова главного туриста мира Талеба Рифаи, охарактеризовал туризм в России как развивающийся. Но на данном этапе в нем происходит внутренняя перестройка. Индустрия туризма во многом определяется общим состоянием туристской отрасли в государстве, тенденциями в развитии туризма. Сегодня политические процессы оказывают на него серьезное воздействие. Мировой финансовый кризис, введение экономических и иных санкций против России, состояние цен на нефть, общее снижение уровня доходов населения – все эти факторы заставляют переосмысливать пути развития туризма. Идет сокращение турпотока из России за рубеж (до 30% за истекший год), и, наоборот, увеличение внутренних туристических потоков. Те туроператоры, которые смогли уловить перемены, скорректировали свою политику, продолжают работать, кто не сумел – столкнулись с проблемами банкротства. С лета 2014 г. приостановили свою деятельность 28 туристических организаций («Нева», «Экспо-тур», «Лабиринт» и др), в результате чего пострадало более 100 тыс. потребителей.

С одной стороны, Ростуризм дает обнадеживающую картину: в 2014 г. по России путешествовало 41,5 млн. человек и на 25% увеличилось число турфирм, занятых организацией внутренних туристических поездок. С другой стороны, Росстат дает картину продолжающегося сокращения платных услуг населению. Так, в марте они сократились на 2%, а в апреле 2015 г. просели еще на 2,6%. Здесь есть определенная противоречивость. Если число выезжающих и въезжающих в Россию туристов проверяется данными погранслужбы, то внутренняя статистика более сложная. Некоторые ее параметры слабо исследованы, в частности, совершаются дальние или ближние поездки, длительные или в масштабе, как говорится, одного дня. И уж, конечно, невозможно дать картину финансовой составляющей внутреннего туризма.

Тем не менее, в любой ситуации можно и нужно находить позитив. Часть денег, которая уплывала из России за рубеж, теперь остается в стране, работает на ее экономику, на развитие самого туризма. Если мы будем осуществлять грамотную и взвешенную политику в этом направлении, то добьемся нужных результатов – закрепим высокий процент внутреннего туризма. Особое значение нужно придать развитию инфраструктуры Крыма. На России более 2000 санаториев и домов отдыха, которые фактически пустуют в несезон, а они могли бы принимать граждан по социальным программам. И пусть даже рыночная ситуация, в частности, с ценами на углеводороды, изменится в лучшую для России сторону, и начнет подниматься выездной туризм, планка внутреннего туризма останется по-прежнему высокой.

Что мы можем сделать в течение т.н. кризисного периода для развития тенденции и закрепления результатов? Первое – это поднимать качество обслуживания, обеспечивать доступность туризма, делать так, чтобы туристкие поездки не были чем-то привилегированным для сравнительно узкой прослойки населения, которая ездит по много раз в году и формирует все те среднестатистические показатели. Доступность туризма обеспечивается не обязательно только за счет расширения страты среднего класса. Здесь нужно упомянуть третий фактор – социальную поддержку туризма и отдыха. Это особенно касается слабо защищенных слоев населения – молодежи, стариков, инвалидов, а также многодетных семей. Схемы социальной поддержки, включая формирование системы отпускных чеков, нами предлагались, они понемногу начинают обретать общественный резонанс, но для их внедрения в жизнь необходима комплексная межведомственная госпрограмма, поскольку такая система затрагивает и налоговую политику. И, наконец, четвертый фактор, который вытекает из предыдущих – это массовость туризма. Массовость туризма – это не некое абстрактное понятие, а это также составная часть государственной политики. Этот фактор должен закладываться, в том числе и математически, в цифровом исчислении, в стратегию развития отдельных регионов страны.

И последнее. Понятно, что не будет ни вразумительной стратегии развития туризма, ни массовости, ни должного качества, если для этого не будут подготовлены кадры соответствующего уровня. Вот над этим нам с вами нужно работать сообща с государством. Оно совместно с туриндустрией должно обозначать нам те ниши, которые необходимо будет заполнять, а мы должны удовлетворять эти потребности не эрзац-специалистами, а грамотными кадрами. Российская международная академия туризма ведет работу в этом направлении. Сейчас у нас воссозданы Центральные туристские курсы, осуществляющие переподготовку кадров, подтягивающие специалистов к уровню мировых требований. Обучение ведется более чем по 60 программам. Это менеджмент туризма и гостеприимства (26 программ), менеджмент гостиничных и ресторанных предприятий (14), государственное и муниципальное управление (5), педагогика и психология (5), экскурсоведение (4).

Ректор Московского государственного института индустрии туризма им. Ю.А.Сенкевича А.Н. Яндовский отметил, что сейчас, по официальным данным, 70% взрослого населения имеет на руках загранпаспорта. «Но из них лишь 17% реально выезжает», - добавил ректор РМАТ.

Президент Международной туристской академии С.Ю.Житенев продолжил размышления Е.Н.Трофимова и остановился на весьма важной проблеме для современного туризма – статистике, поскольку нельзя правильно строить политику в сфере туризма без опоры на надежные статистические данные. В частности, непонятна методика подсчета 41,5 млн. внутренних путешественников. В силу этого проблемы с Минфином и Минэкономики не так уж беспочвенны: отрасль не может ответить на их запросы. Вторая проблема касается объектов наследия, которые под воздействием массовых турпотоков разрушаются. Как быть? Следовать японской модели? Они сносят памятники через 80 или 100 лет и возводят точно такие же копии 1 к 1. Естественно, что материалы современные. Тогда возникает вопрос, как быть в объектами природного наследия? Например, засыпало Долину гейзеров на Камчатке. Третий вопрос касается Крыма. С 1982 г. в туристской инфраструктуре полуострова ничего не изменилось. Молодежь оттуда уезжает, пляжный отдых возможет только до 15 сентября, все пустеет. На полуострове необходимо поднимать культурное наследие, но местные власти отказались привлекать к этой работе научные организации.

В дальнейшем Конференция продолжила работы по секциям: «Современные тенденции и перспективы развития туризма в России», «Структурная трансформация туркомплекса РФ», «Развитие менеджмента и маркетинга», «Взаимодействие вузов и бизнес-сообщества», «Туризм и геокультурное пространство».


 

Для слабовидящих

Increase sizeIncrease sizeReset size

Международная программа РМАТ-VATEL

Впечатления студентов

Фильм о РМАТ

Facebook

twitter

Поиск

15 причин поступить в РМАТ
Дополнительное образование
Karwing
Banner-disain
Электронная приемная комиссия
РМАТ-Ватель Национальная курортная ассоциация FEMTEK
Министерство Образования и Науки Российской Федерации
Версия для слабовидящих